Диалог культур

Современная фотография Китая | Шанхай

Программа

3 сентября 2025 – 04 октября 2025
Открытие: 3 сентября | 18:00
ГАЛЕРЕЯ
МИХАИЛА САВИЦКОГО

пл. Свободы, 15, г. Минск
Время работы: 11.00 – 19.00
Рабочие дни: среда – воскресенье
Выходные дни: понедельник, вторник
О проекте
С 3 сентября по 4 октября 2025 года в Минске, в художественной галерее имени Михаила Савицкого, пройдет выставка современной китайской фотографии «Диалог культур».

Проект призван укрепить культурные связи между Беларусью и Китаем и раскрыть потенциал сотрудничества в области современного искусства между Минском и Шанхаем.

Проект демонстрирует фотографию как универсальный язык, позволяющий почувствовать ритм мегаполиса и глубину гуманистического взгляда его авторов. Работы художников соединяют личное и коллективное, прошлое и настоящее, документ и художественный жест, превращая визуальные образы в пространство диалога.

По мнению Шанхайской ассоциации внешних культурных связей, «Диалог культур» – это значимый шаг в развитии белорусско-китайского культурного партнёрства. Он не только знакомит белорусскую аудиторию с актуальными направлениями китайской фотографии, но и открывает новые горизонты для художественных обменов и совместных инициатив.

Таким образом, проект становится знаковым этапом международного взаимодействия, где фотография выступает медиатором новых форм диалога, взаимного понимания и творческого сотрудничества между Минском и Шанхаем.
Искусство как пространство
памяти и мира
Сун Юнкан 孙永康
Куратор
Выставка «Диалог культур» в Минске – это не просто художественное событие, а тонкая беседа культурных кодов и ценностей двух стран. Для меня, как куратора, этот проект стал ещё одним подтверждением того, что фотография не имеет границ: лишённое слов искусство рождает самые искренние отклики и открывает пространство для подлинного взаимопонимания.

Когда белорусские зрители останавливаются у работ Шэнь Чжунхая «Шанхайские оттенки», вглядываясь в пластические метаморфозы мегаполиса, или всматриваются в серию Сюй Хайфэна «Четыре времени года», где в повседневности заключены эмоции и память, становится очевидным: между Шанхаем и Минском возникает мост, не требующий перевода.

Особую глубину экспозиция приобретает в год 80-летия Победы во Второй мировой войне. В этом контексте искусство становится не только полем эстетического диалога, но и пространством передачи ценностей мира и исторической памяти. Четыре поколения китайских фотографов демонстрируют здесь разнообразие художественных практик – от классической аналоговой техники до цифровых экспериментов, от документального взгляда до концептуальных аллегорий. Вместе они формируют многомерную картину современного культурного опыта Китая и становятся визуальными свидетелями прочной дружбы между Китаем и Беларусью.

Особенно важно отметить отклик белорусской аудитории. Зрители не ограничиваются созерцанием – они стремятся понять внутренний смысл произведений: от медитативной глубины стеклянных пейзажей до духовного кода традиционного театра. В их вопросах и размышлениях проявляется то, что в культурном обмене ценнее всего: переход от любопытства к подлинному диалогу.

И хотя выставка уже открылась, её разговор лишь начинается. Верю, что эта евразийская беседа в фотографиях продолжит рождать новые идеи, помогая нам через искусство открывать общие смыслы и то невидимое, что соединяет разные культуры и людей.
Шэнь Чжунхай
Сюй Хайфэн
Е Цзылэ
Чэнь Чуаньдуан
Авторы
В экспозиции представлены работы четырёх ведущих фотографов Шанхая разных поколений: Шэнь Чжунхая (1960-е), Сюй Хайфэна (1970-е), Е Цзылэ (1980-е) и Чэнь Чуаньдуаня (1990-е).

Проект раскрывает многоголосие и динамику современной шанхайской фотографии, где каждое поколение вырабатывает собственный художественный язык и визуальную стратегию. Работы, созданные в разные десятилетия, демонстрируют, как фотография в Китае становится не только способом фиксации реальности, но и пространством эксперимента, авторского высказывания и критической рефлексии.

Выставка объединена темой «Диалог», которая символизирует встречу культур и взглядов: между поколениями художников, между традицией и современностью, между Китаем и Беларусью. Через язык фотографии проект выстраивает пространство культурного обмена, позволяя зрителю ощутить ритм современного Шанхая и прикоснуться к его гуманистическому мировосприятию.
Поколение 60-х
Шэнь Чжунхай 沈忠海
Деконструктор и философ цифровой эпохи
Шэнь Чжунхай работает на стыке традиционного ремесла и новых технологий, создавая образы, где ручные техники вступают в диалог с цифровыми образами мегаполиса. В серии «Цветовые блоки Шанхая» он раскладывает силуэты знаковых зданий на геометрические плоскости, превращая город в метафору иллюзорности «общества спектакля».

Будучи свидетелем стремительных трансформаций района Пудун, художник соединяет документальную точность с эмоциональной выразительностью. Его творческий метод можно описать как «пламя современного света и тени, соединённое с углём традиционного ремесла», рождая произведения с особой «патиной времени», объединяющей разные эпохи.
Поколение 70-х
Сюй Хайфэн 许海峰
Свидетель археологии памяти
Сюй Хайфэн исследует руины и заброшенные пространства, возникшие в ходе урбанистических трансформаций. В серии «Четыре времени года» он обращается к бытовым предметам – своеобразным «сосудам памяти», фиксирующим повседневность и тонкую связь личного и коллективного опыта.

Его камера – это одновременно документ стремительной урбанизации и инструмент пробуждения памяти. Как репортёр эпохи «города-стройки», он сочетает точность документальной фиксации с поэтичной метафоричностью, вызывая у зрителя размышления о цене прогресса и о следах, оставляемых городом в человеческой жизни.
Поколение 80-х
Е Цзылэ 叶子乐
Ткач глобальных мозаик
В сезоне 2016–2017 годов Шанхайский театр оперы и балета пригласил Е Цзылэ создать визуальную концепцию года, посвящённого теме любви. В серии изображений, где персонажи восточной и западной классики вступают в диалог, он раскрыл многослойность и противоречивость этого чувства.

В проекте «Портреты на набережной» Е Цзылэ использует архитектуру набережной Вайтан как отправную точку: через личные вещи и домашние сцены его жителей он формирует коллективный портрет города – символ открытости и многообразия шанхайской идентичности.

Вернувшись в Китай после учёбы за рубежом, художник соединяет международный художественный язык с локальной культурной памятью. Его работы отличает лёгкость формы, за которой скрывается внимательное отношение к истории и её неочевидным пластам.
Поколение 90-х
Чэнь Чуаньдуань 陈川端
Исследователь цифровых мифологий
В проекте «Записки Эверетта» Чэнь Чуаньдуань обращается к эстетике научной фантастики и мистицизма, исследуя вызовы «ускоренного общества». Его работы воссоздают фрагменты детских сновидений, превращая их в метафоры одиночества и стремления к связи в многомерной вселенной.

Серия «Сдержанный порядок» фокусируется на микро-деталях городской среды, выявляя противоречия между искусственными системами и природными процессами. Его художественный язык строг, аналитичен, но при этом поэтичен: исследуя цифровую эпоху, Чэнь Чуаньдуань ставит вопросы о хрупкости человеческого существования и новых формах взаимодействия с реальностью.
РЕЗОНАНС ИДЕЙ,
ПРЕОДОЛЕВАЮЩИЙ ГЕОГРАФИЮ
Проект «Диалог культур» раскрывает многослойный образ Шанхая сквозь взгляды четырёх художников разных поколений. В столкновении классических ремесленных техник и современных визуальных практик проявляется сюрреалистическая сущность урбанистического ландшафта. Заброшенные вещи и руины становятся молчаливыми хранителями коллективной памяти. Фрагменты повседневной жизни в исторических зданиях складываются в повествование о культурной гибкости и открытости мегаполиса. Космологические фантазии на стыке научной фантастики и мистицизма превращаются в метафору духовных вызовов современного человека.

От материальной ткани города до внутренней топографии переживаний проект становится одновременно анатомией урбанистической реальности и философским размышлением о нашем существовании. В сплетении времени и пространства рождается диалог о памяти, идентичности и бытии.

При поддержке

  • Шанхайская международная культурная ассоциация

  • Белорусская конфедерация творческих союзов

  • Минский городской исполнительный комитет

  • Белорусское общественное объединение фотографов

  • Музей истории города Минска

  • Белорусское общество международного культурного развития Юаньсян

  • Шанхайская промышленная компания Wolong

  • Генеральное консульство Республики Беларусь в Шанхае